Компания REDCENTER:
Россия, 119992, Москва, Воробьевы горы, Научный парк МГУ

Телефоны: +7 (495) 930-87-08, 930-87-09, 930-87-10
Факс: +7 (495) 930-80-09
E-mail: info@redcenter.ru
WWW: www.redcenter.ru


Адрес этой статьи: /?did=1051


Образование для IT и IT для образования - составляющие единого процесса

Игорь Агапов

Информационное агентство ПРАЙМ ТАСС, 15.05.2006 (http://www.bit.prime-tass.ru/news/show.asp?topicid=200&id=39463)


Интервью с президентом компании REDLAB Русланом Смелянским

Корр.: Руслан Леонидович, Ваша компания специализируется на разработке обучающих информационных систем и специализированных систем для образовательных учреждений. В то же время, компания располагает собственным учебным центром REDCENTER для подготовки специалистов в сфере информационных технологий /IT/. Расскажите подробнее об особенностях вашей работы.

Руслан Смелянский: Я хотел бы вначале подчеркнуть, что наша компания создана людьми, которые в свое время работали в МГУ и продолжают в настоящее время работать в Университете. Это относится, в том числе, и ко мне - я руковожу REDLAB и REDCENTER, одновременно являюсь профессором и возглавляю лабораторию вычислительных комплексов факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ. На наш взгляд, это обстоятельство является важным, во многом определяющим специфику нашей работы и наших подходов к бизнесу. В частности, действительно, существенная часть нашей работы связана с подготовкой специалистов в сфере информационных технологий. И мы рассматриваем эту деятельность как составляющую часть общей системы образования, включающей в себя, как известно, школьное, вузовское и послевузовское образование. Вот именно послевузовское образование применительно к IT, или то, что называется профессиональной подготовкой персонала - это сфера нашей деятельности в этом направлении. Начинали мы в 1992 г с решения достаточно локальных задач, определяемых нашим партнерством с компаний Sun Microsystems. Одним из первых проектов, реализованных нами, было обучение российских пользователей работе с решениями Sun Microsystems. По мере накопления практики такой работы, мы пришли к выводу, что подготовка IT-специалистов - особый вид учебной деятельности, для достижения успеха в котором совершенно недостаточно простого перенесения опыта преподавания в ВУЗе. Поэтому мы выделили это направление в самостоятельную компанию - учебный центр REDCENTER, который сегодня является одним из крупнейших в стране центров подготовки IT-специалистов.

Корр.: Сколько человек проходят обучение в центре в течение года?

Р.С.: Около трех тысяч. А всего с момента создания центра, в нем прошли подготовку около 17 тысяч специалистов.

Корр.: Понятно, что Ваше и Ваших коллег решение заняться этой деятельностью во многом определялось предыдущим опытом преподавательской работы. В то же время, так получилось, что сейчас работа по подготовке IT-специалистов весьма актуальна в России, что следует, хотя бы, из постоянно идущих дискуссий на эту тему, причем порой достаточно острых. Как Вы видите эту проблему?

Р.С.: Нужно начать с того, что вообще вопрос профессиональной подготовки персонала в современный исторической ситуации крайне важен, так как без адекватного его решения невозможно успеть за постоянно - и быстро - происходящим процессом обновления технологий. Можно без преувеличения сказать, что без образовательной поддержки промышленность, например, просто захлебнется в этом технологическом потоке. Эта ситуация, к тому же, сопровождается все большей интеллектуализацией рабочих мест. По оценке экспертов, в начале ХХ века доля рабочих мест в промышленности, для которых требовалось хотя бы какое-то образование у работников, составляла 10-15 проц. А в 1995 г уже для 85 проц рабочих мест требовалось наличие, по крайней мере, среднего технического или специального образования. Что касается России, то структура системы образования в нашей стране, вообще-то весьма и весьма эффективная, просто не включает в себя сколько-нибудь развитой системы профессиональной подготовки после учебного заведения. А подготовить и, тем более, доподготовить специалиста для решения конкретных практических задач ни один ВУЗ не может. Да это и не входит в задачи ВУЗов, у них другая сфера деятельности - фундаментальное образование. В полной мере сказанное относится к подготовке специалистов по информационным технологиям. Здесь, кстати, очень выражен тот процесс быстрой смены технологий, о котором мы говорили: практически у всех вендоров, с которыми мы работаем, линейка продуктов существенно обновляется раз, а то и два раза в год. Понятно, что никакой ВУЗ не сможет и не должен пытаться поспеть за этим темпом.

Корр.: В то же время, сейчас нередко можно слышать от сведущих, в общем, людей, что система вузовской подготовки в области IT в России никуда не годится и нужно срочно с ней что-то делать, чтобы из института выходил специалист, вполне готовый к производственной деятельности. Поэтому создание системы послевузовской подготовки может стать одним из реальных путей решения этой проблемы. Какова сейчас ситуация с рынком услуг IT-обучения в нашей стране?

Р.С.: Если говорить о числе коммерческих организаций, работающих в России в области IT-обучения - то таких компаний весьма много. По нашей оценке, это сотни компаний. Если говорить об объеме этого рынка в денежном выражении - сейчас это около 120-150 млн долл в год. Это, конечно, крайне мало, если сравнить, например, с аналогичным рынком США, объем которого на порядок больше. Однако я полагаю, что ситуация в России будет меняться в сторону роста спроса на услуги IT-обучения. Предпосылки к этому есть уже сейчас. В частности, официальные лица из различных ведомств - Мининформсвязи России, Минэкономразвития России, Минобрнауки России и других - неоднократно высказывали точку зрения, что расширяющееся применение информационных технологий в различных сферах требует расширения специальной подготовки персонала. Значит, понимание этого вопроса на государственном уровне уже существует.

Если далее говорить о рынке IT-обучения в России, нельзя не остановиться на проблеме так называемого "серого" тренинга. Это когда те или иные компании берут, мягко говоря, чужие методики и разработки и на их основе занимаются подготовкой специалистов. На наш взгляд, это фактор, препятствующий более динамичному росту рынка IT-обучения в стране.

Вообще, рынок IT-обучения я бы подразделили на два больших сектора: сектор "легкой" подготовки и сектор "тяжелой" подготовки. Под "легкой" подготовкой я имею в виду подготовку персонала в области использования общераспространенных продуктов для конечного пользователя: например, Microsoft Office, Excell, Word и т.д. Должен отметить, что это совершенно необходимая деятельность и достаточно сложная, но очевидно имеющая свои особенности. "Тяжелая" подготовка, которой занимается REDCENTER, связана с освоением сложного оборудования, например CISCO, SUN Microsystems и т.д., с построением на его основе решений для инфраструктуры предприятия, с изучением крупных информационных систем корпоративного класса: систем поддержки операций и бизнеса /OSS-BSS/, управления предприятием /ERP/, корпоративных сетевых систем и корпоративных баз данных и другие. В каждом из секторов есть давно и успешно работающие компании. И тут следует подчеркнуть, что в секторе "тяжелой" подготовки на уровне корпоративных систем наибольшее число обучающихся проходит через учебные подразделения компаний - системных интеграторов, которые готовят персонал своих клиентов к работе с внедряемыми системами. А если говорить о компаниях, для которых IT-обучение в "тяжелом" секторе является основной деятельностью - то наш REDCENTER на сегодня, вероятно, самый крупный в стране по числу подготавливаемых специалистов. Кроме того, мы являемся единственным обладателем в России статуса CLSP /Cisco Learning Solutions Partner/. Это говорит о том, что REDCENTER активно проводит работу по популяризации и развитию авторизованного обучения CISCO в России и странах СНГ.

Корр.: Из Ваших слов следует, что компаний, специализирующихся на IT-обучении в "тяжелом" секторе - не так много. Скажите, такие компании сосредоточены в основном, в столицах или они есть и в других регионах страны?

Р.С.: Есть компании и в российских регионах и в странах СНГ. Мы, как раз в рамках CLSP программы по популяризации и развитию авторизованного обучения CISCO в России и странах СНГ, активно развиваем сотрудничество с такими компаниями. Уже сейчас в состав нашей партнерской сети входят центры IT-обучения в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке. Мы считаем это стратегически важным направлением для развития нашего бизнеса.

Корр.: Отличаются ли чем-то принципиальным системы IT-обучения, осуществляемой системными интеграторами и специализированными учебными центрами?

Р.С.: Несомненно, отличаются. Различие, прежде всего, в подходе к удовлетворению потребности в услугах IT-обучения заказчиков - то есть компаний-пользователей. Их интересы в этой сфере достаточно различны в соответствие с разнообразием решаемых задач и используемых при этом информационных систем. В то же время, системные интеграторы, как правило, проводят обучение, тематика которого ограничивается теми IT-системами, на которых системный интегратор специализируется. Тематика же работы авторизованных центров обучения, по понятным причинам, существенно шире. Кроме того, помимо IT-обучения как такового, есть еще и вопрос о критериях, определяющих необходимость в обучении тех или иных специалистов компании, объем обучения, контроль эффективности и прочее. Попросту говоря, чтобы руководство компании приняло обоснованное решение о подготовке своего персонала, нужно объективно оценить необходимость такой подготовки, провести аттестацию персонала в области знаний IT до начала подготовки и после ее завершения, сформировать программу обучающего курса в соответствие с потребностями заказчика и уровнем подготовки именно этих сотрудников - и многое другое еще нужно сделать. Естественно, все это относится к задачам и области компетенции именно специализированных центров обучения, это их "специфический хлеб". Ну и, в конце концов, для учебных центров обучения - это их профессия, соответственно и само обучение в таких центрах построено именно профессионально с точки зрения методики, организации, преподавательских кадров и других составляющих учебного процесса. Это вполне ясно отражается в деятельности IT-компаний, например, в США. Там практически ни у кого из системных интеграторов нет учебных подразделений, зато есть достаточное число крупных специализированных учебных центров в сфере IT.

Корр.: Скажите, сколько сейчас человек в России проходят IT-обучение в течение года и сколько из них - в специализированных центрах?

Р.С.: Точное число проходящих IT-обучение в течение года оценить достаточно сложно. Соответственно, сложно точно оценить вклад специализированных центров в этот процесс. При этом вклад авторизованных учебных центров и авторизованных подразделений IT-компаний я бы оценил как 50-60 проц всех, прошедших поствузовское IT-обучение в течение года. Это если оценивать совместно оба сектора учебного IT-рынка - "легкий", ориентированный на общеупотребительные программы для конечных пользователей, и "тяжелый" - сектор IT-обучения корпоративного уровня. Если говорить о том, какая доля обучающихся проходит именно через авторизованные центры, не являющиеся частью крупной IT компании, такие как наш - то это не более 20-30 проц всех, прошедших подготовку в течение года.

Корр.: Каковы, на Ваш взгляд, пути и меры по преодолению этого, не вполне, как я понимаю, правильного, положения?

Р.С.: Как обычно бывает, есть несколько аспектов проблемы и, соответственно, путей ее решения. Во-первых, сейчас компания имеет право потратить на подготовку персонала без уплаты дополнительных налогов очень ограниченную сумму - что-то не более 4 проц от фонда заработной платы. Понятно, что эти ограничения существенно влияют на объем услуг в сфере IT-обучения. Во-вторых, ускоренному развитию специализированных центров IT-обучения мешает то, что ведущие вендоры практически не применяют в России лизинговые схемы поставки своих решений для учебных организаций. В результате то быстрое обновление IT-решений, о котором мы говорили выше, ложится достаточно тяжелым беременем на бюджет центров, ограничивая их потенциал развития. Еще один момент мы также упоминали: это неразвитость системы поствузовского образования вообще и в сфере IT в частности. Причем государственные структуры, призванные вырабатывать и проводить политику в области образования, практически не взаимодействуют с уже существующими коммерческими структурами, по крайней мере, в области IT-обучения. А здесь есть большое поле для работы, например, по разработке системы взаимодействия ВУЗов с коммерческими учебными и тренинговыми организациями в сфере IT.

Корр.: Кто это должен делать - разрабатывать такую систему взаимодействия?

Р.С.: Я полагаю, это должен быть процесс с участием Минобрнауки России, самих коммерческих компаний и, разумеется, ВУЗов. Думаю, что каждый из участников процесса может и должен внести свой вклад в формирование системы поствузовского IT-обучения в России. Кроме того, коммерческие компании, работающие в сфере информационных технологий, могут и должны, на мой взгляд, предпринять шаги по целевой подготовке студентов выпускных курсов ВУЗов, в соответствие со своими кадровыми потребностями. Это можно делать путем создания в ВУЗах специализированных учебных групп на основе финансирования или софинансирования со стороны IT-компаний. Кроме того, для реализации такого подхода следовало бы создать соответствующую нормативную базу, регулирующую взаимоотношения студента, ВУЗа и компании-заказчика. На мой взгляд, решение вышеназванных проблем - более конструктивный путь улучшения системы IT-обучения в России, чем изменение государственных стандартов образования, о чем много говорится в последнее время. Я уверен, что рамки существующих сейчас государственных стандартов достаточны для реализации наиболее актуальных задач IT-обучения.

Корр.: Все, о чем мы до сих пор говорили, относится, прежде всего, к деятельности учебного центра REDCENTER. Но есть еще компания REDLAB, одним из основных направлений которой является разработка и внедрение информационных систем для образовательных учреждений. Расскажите об этой работе.

Р.С.: Да, я бы вообще сказал, что образование для отрасли информационных технологий и использование информационных технологий для образования - составляющие единого процесса. В самом деле, можно увидеть, что опыт и результаты, полученные в рамках одной из этих составляющих можно и должно использовать при осуществлении деятельности в рамках второй составляющей. Если говорить об удельном весе в нашем бизнесе IT-обучения и разработки информационных систем для образования - то это примерно равные доли. Я бы в этой связи подчеркнул еще фактор взаимопроникновения этих двух направлений работы. Вот, например, разработка и внедрение систем дистанционного обучения, которыми мы занимаемся. Эта работа относится как к сфере IT-обучения, так и к сфере разработки систем для IT-обучения. Что касается других видов информационных систем для образовательной сферы, то нашей специализацией является, в том числе, информационные системы для управления российским ВУЗом. Это комплексные решения, которые охватывают все сферы деятельности ВУЗа - от финансово-экономической до планирования учебного и научно-исследовательского процессов. Такие решения созданы нами на платформе SAP R/3. Если вернуться к нашим системам дистанционного обучения - то это как раз наглядный пример рационального взаимодействия ВУЗа и коммерческой организации. В данном случае, специалисты МГУ по нашему заказу выполнили всю научно-исследовательскую работу, необходимую для создания системы дистанционного тренинга REDCLASS, а мы выполнили окончательное программирование и отладку системы для того, чтобы она могла распространяться и внедряться как готовый продукт. В результате получилась система, в которую входит, помимо собственно обучающего блока, еще и блок информационной поддержки организации учебного процесса. Могу сообщить, что некоторые решения, использованные в нашей системе, интегрированы в систему дистанционного обучения компанией IBM. Еще одной особенностью нашей системы дистанционного обучения является наличие в ней так называемой "виртуальной лаборатории", которая позволяет отрабатывать навыки использования различных информационных систем - баз данных, вычислительных программ, средств управления промышленными процессами и т.д.

Корр.: Для обучения в каких сферах деятельности может использоваться эта система?

Р.С.: В настоящее время - для обучения в сфере информационных технологий и в бизнесе-обучении, а в принципе - для любой дисциплины, дело в учебно-методическом наполнении системы - в контенте. Наши технические разработки и методический опыт позволяют разрабатывать конетнт практически для любого учебного курса, разумеется, с привлечением соответствующих специалистов. Исключение составляют, разве что, некоторые специфические виды деятельности, которые требуют групповой работы, как, например, работа экипажа самолета - там своя специфика. Хочу сказать, что наша система дистанционного тренинга REDCLASS - единственная отечественная система, сертифицированная по международным стандартам для подобных систем.

Корр.: Приведите, пожалуйста, наиболее показательные примеры практического использования этой системы и других Ваших разработок.

Р.С.: Среди наших клиентов крупные корпоративные и государственные заказчики - ОАО "РЖД", ЦБ России, ОАО "МТС", ОАО "Вымпелком", ОАО "МГТС", ОАО "ГАЗПРОМ", ОАО "ЛУКОЙЛ" и многие другие. В числе заказчиков, использующих систему дистанционного тренинга REDCLASS в процессе корпоративного обучения - ОАО "Автоваз", УИЦ РГУ Нефти и газа им. Губкина /УИЦ РГУНГ/, ОАО "РЖД", ЦБ России, АБГП Газпромбанк, МИИТ, Волгоградский ГТУ и многие другие.

Корр.: Сейчас достаточно активно, причем в практическом плане, обсуждается вопрос об использовании информационных технологий в приоритетных национальных проектах. В частности, при Мининформсвязи недавно создана рабочая группа для рассмотрения этих вопросов. Речь идет, в том числе, о национальном проекте "Образование". Похоже, это задача и для Вашей компании. Готовы ли Вы поучаствовать в этой работе? И считаете ли Вы, что использование информационных технологий в национальных проектах - настолько специальный вопрос, что им нужно специально заниматься на таком уровне?

Р.С.: Безусловно, готовы, в том числе, в деятельности в рабочей группы, если будем к ней привлечены. Что до использования информационных технологий в национальных проектах - это действительно очень специальный вопрос. Дело в том, что при реализации таких масштабных проектов неверно относиться к IT только как к одному из инструментов. Приведу только несколько доводов в пользу этого утверждения. Прежде всего, современные IT-системы - очень важный фактор повышения эффективности использования государственного финансирования, так как позволяют обеспечить прозрачность этого процесса и оперативность контроля. Кроме того, немаловажно, что использование таких информационных систем повышает организованность и согласованность работы больших структур. Об этом свидетельствует опыт работ даже в меньших масштабах, чем проект национальной значимости.

Корр.: В заключение - об основных перспективах и направлениях развития Ваших компаний.

Р.С.: Как я уже говорил, мы работаем над развитием нашего взаимодействия с ВУЗами.

Вторая важная задача - расширение партнерства с образовательными центрами в других регионах.

Особое направление - совершенствование нашей технологической базы с целью интенсификации процесса обучения. В частности, за счет более широкого внедрения систем дистанционного обучения. Прежде всего, в более простых, начальных разделах подготовки.

Кроме того, мы рассчитываем развить относительное новое направление - аутсорсинг обучения клиентов компаний - системных интеграторов в интересующей их области. Другими словами, это переход от той ситуации, когда системный интегратор сам обучает своих клиентов к тому, что системный интегратор передает эту функцию специализированному учебному центру. На наш взгляд, эффект от этого будет положительным для всех участников процесса.

Интервью провел Игорь Агапов.


За дополнительной информацией обращайтесь:

pr@redcenter.ru  (mailto:pr@redcenter.ru)



© REDCENTER. Все права защищены. 2004.