Авторизованный учебный центр в области корпоративного обучения

новости

о компании

вакансии

контакты

схема проезда

карта сайта

услуги

Обучение и сертификация

Каталог курсов

Расписание

Сертификация

Консультации

Дистанционное обучение

Для партнёров

Корпоративная система обучения персонала

решения

Система дистанционного обучения

Система управления персоналом

поиск

главное меню

Общая информация

Новости

Новости компании

Пресса о компании

Архив публикаций 2005 года

Архив публикаций 2004 года

Архив публикаций 2003 года

Архив публикаций 1999-2002

Архив публикаций 1994-1998

Справочная информация


 

Образование для IT и IT для образования - составляющие единого процесса

 

Игорь Агапов

 

Информационное агентство ПРАЙМ ТАСС, 15.05.2006

 

 

Интервью с президентом компании REDLAB Русланом Смелянским

 

Корр.: Руслан Леонидович, Ваша компания специализируется на разработке обучающих информационных систем и специализированных систем для образовательных учреждений. В то же время, компания располагает собственным учебным центром REDCENTER для подготовки специалистов в сфере информационных технологий /IT/. Расскажите подробнее об особенностях вашей работы.

 

Руслан Смелянский: Я хотел бы вначале подчеркнуть, что наша компания создана людьми, которые в свое время работали в МГУ и продолжают в настоящее время работать в Университете. Это относится, в том числе, и ко мне - я руковожу REDLAB и REDCENTER, одновременно являюсь профессором и возглавляю лабораторию вычислительных комплексов факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ. На наш взгляд, это обстоятельство является важным, во многом определяющим специфику нашей работы и наших подходов к бизнесу. В частности, действительно, существенная часть нашей работы связана с подготовкой специалистов в сфере информационных технологий. И мы рассматриваем эту деятельность как составляющую часть общей системы образования, включающей в себя, как известно, школьное, вузовское и послевузовское образование. Вот именно послевузовское образование применительно к IT, или то, что называется профессиональной подготовкой персонала - это сфера нашей деятельности в этом направлении. Начинали мы в 1992 г с решения достаточно локальных задач, определяемых нашим партнерством с компаний Sun Microsystems. Одним из первых проектов, реализованных нами, было обучение российских пользователей работе с решениями Sun Microsystems. По мере накопления практики такой работы, мы пришли к выводу, что подготовка IT-специалистов - особый вид учебной деятельности, для достижения успеха в котором совершенно недостаточно простого перенесения опыта преподавания в ВУЗе. Поэтому мы выделили это направление в самостоятельную компанию - учебный центр REDCENTER, который сегодня является одним из крупнейших в стране центров подготовки IT-специалистов.

 

Корр.: Сколько человек проходят обучение в центре в течение года?

 

Р.С.: Около трех тысяч. А всего с момента создания центра, в нем прошли подготовку около 17 тысяч специалистов.

 

Корр.: Понятно, что Ваше и Ваших коллег решение заняться этой деятельностью во многом определялось предыдущим опытом преподавательской работы. В то же время, так получилось, что сейчас работа по подготовке IT-специалистов весьма актуальна в России, что следует, хотя бы, из постоянно идущих дискуссий на эту тему, причем порой достаточно острых. Как Вы видите эту проблему?

 

Р.С.: Нужно начать с того, что вообще вопрос профессиональной подготовки персонала в современный исторической ситуации крайне важен, так как без адекватного его решения невозможно успеть за постоянно - и быстро - происходящим процессом обновления технологий. Можно без преувеличения сказать, что без образовательной поддержки промышленность, например, просто захлебнется в этом технологическом потоке. Эта ситуация, к тому же, сопровождается все большей интеллектуализацией рабочих мест. По оценке экспертов, в начале ХХ века доля рабочих мест в промышленности, для которых требовалось хотя бы какое-то образование у работников, составляла 10-15 проц. А в 1995 г уже для 85 проц рабочих мест требовалось наличие, по крайней мере, среднего технического или специального образования. Что касается России, то структура системы образования в нашей стране, вообще-то весьма и весьма эффективная, просто не включает в себя сколько-нибудь развитой системы профессиональной подготовки после учебного заведения. А подготовить и, тем более, доподготовить специалиста для решения конкретных практических задач ни один ВУЗ не может. Да это и не входит в задачи ВУЗов, у них другая сфера деятельности - фундаментальное образование. В полной мере сказанное относится к подготовке специалистов по информационным технологиям. Здесь, кстати, очень выражен тот процесс быстрой смены технологий, о котором мы говорили: практически у всех вендоров, с которыми мы работаем, линейка продуктов существенно обновляется раз, а то и два раза в год. Понятно, что никакой ВУЗ не сможет и не должен пытаться поспеть за этим темпом.

 

Корр.: В то же время, сейчас нередко можно слышать от сведущих, в общем, людей, что система вузовской подготовки в области IT в России никуда не годится и нужно срочно с ней что-то делать, чтобы из института выходил специалист, вполне готовый к производственной деятельности. Поэтому создание системы послевузовской подготовки может стать одним из реальных путей решения этой проблемы. Какова сейчас ситуация с рынком услуг IT-обучения в нашей стране?

 

Р.С.: Если говорить о числе коммерческих организаций, работающих в России в области IT-обучения - то таких компаний весьма много. По нашей оценке, это сотни компаний. Если говорить об объеме этого рынка в денежном выражении - сейчас это около 120-150 млн долл в год. Это, конечно, крайне мало, если сравнить, например, с аналогичным рынком США, объем которого на порядок больше. Однако я полагаю, что ситуация в России будет меняться в сторону роста спроса на услуги IT-обучения. Предпосылки к этому есть уже сейчас. В частности, официальные лица из различных ведомств - Мининформсвязи России, Минэкономразвития России, Минобрнауки России и других - неоднократно высказывали точку зрения, что расширяющееся применение информационных технологий в различных сферах требует расширения специальной подготовки персонала. Значит, понимание этого вопроса на государственном уровне уже существует.

 

Если далее говорить о рынке IT-обучения в России, нельзя не остановиться на проблеме так называемого "серого" тренинга. Это когда те или иные компании берут, мягко говоря, чужие методики и разработки и на их основе занимаются подготовкой специалистов. На наш взгляд, это фактор, препятствующий более динамичному росту рынка IT-обучения в стране.

 

Вообще, рынок IT-обучения я бы подразделили на два больших сектора: сектор "легкой" подготовки и сектор "тяжелой" подготовки. Под "легкой" подготовкой я имею в виду подготовку персонала в области использования общераспространенных продуктов для конечного пользователя: например, Microsoft Office, Excell, Word и т.д. Должен отметить, что это совершенно необходимая деятельность и достаточно сложная, но очевидно имеющая свои особенности. "Тяжелая" подготовка, которой занимается REDCENTER, связана с освоением сложного оборудования, например CISCO, SUN Microsystems и т.д., с построением на его основе решений для инфраструктуры предприятия, с изучением крупных информационных систем корпоративного класса: систем поддержки операций и бизнеса /OSS-BSS/, управления предприятием /ERP/, корпоративных сетевых систем и корпоративных баз данных и другие. В каждом из секторов есть давно и успешно работающие компании. И тут следует подчеркнуть, что в секторе "тяжелой" подготовки на уровне корпоративных систем наибольшее число обучающихся проходит через учебные подразделения компаний - системных интеграторов, которые готовят персонал своих клиентов к работе с внедряемыми системами. А если говорить о компаниях, для которых IT-обучение в "тяжелом" секторе является основной деятельностью - то наш REDCENTER на сегодня, вероятно, самый крупный в стране по числу подготавливаемых специалистов. Кроме того, мы являемся единственным обладателем в России статуса CLSP /Cisco Learning Solutions Partner/. Это говорит о том, что REDCENTER активно проводит работу по популяризации и развитию авторизованного обучения CISCO в России и странах СНГ.

 

Корр.: Из Ваших слов следует, что компаний, специализирующихся на IT-обучении в "тяжелом" секторе - не так много. Скажите, такие компании сосредоточены в основном, в столицах или они есть и в других регионах страны?

 

Р.С.: Есть компании и в российских регионах и в странах СНГ. Мы, как раз в рамках CLSP программы по популяризации и развитию авторизованного обучения CISCO в России и странах СНГ, активно развиваем сотрудничество с такими компаниями. Уже сейчас в состав нашей партнерской сети входят центры IT-обучения в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке. Мы считаем это стратегически важным направлением для развития нашего бизнеса.

 

Корр.: Отличаются ли чем-то принципиальным системы IT-обучения, осуществляемой системными интеграторами и специализированными учебными центрами?

 

Р.С.: Несомненно, отличаются. Различие, прежде всего, в подходе к удовлетворению потребности в услугах IT-обучения заказчиков - то есть компаний-пользователей. Их интересы в этой сфере достаточно различны в соответствие с разнообразием решаемых задач и используемых при этом информационных систем. В то же время, системные интеграторы, как правило, проводят обучение, тематика которого ограничивается теми IT-системами, на которых системный интегратор специализируется. Тематика же работы авторизованных центров обучения, по понятным причинам, существенно шире. Кроме того, помимо IT-обучения как такового, есть еще и вопрос о критериях, определяющих необходимость в обучении тех или иных специалистов компании, объем обучения, контроль эффективности и прочее. Попросту говоря, чтобы руководство компании приняло обоснованное решение о подготовке своего персонала, нужно объективно оценить необходимость такой подготовки, провести аттестацию персонала в области знаний IT до начала подготовки и после ее завершения, сформировать программу обучающего курса в соответствие с потребностями заказчика и уровнем подготовки именно этих сотрудников - и многое другое еще нужно сделать. Естественно, все это относится к задачам и области компетенции именно специализированных центров обучения, это их "специфический хлеб". Ну и, в конце концов, для учебных центров обучения - это их профессия, соответственно и само обучение в таких центрах построено именно профессионально с точки зрения методики, организации, преподавательских кадров и других составляющих учебного процесса. Это вполне ясно отражается в деятельности IT-компаний, например, в США. Там практически ни у кого из системных интеграторов нет учебных подразделений, зато есть достаточное число крупных специализированных учебных центров в сфере IT.

 

Корр.: Скажите, сколько сейчас человек в России проходят IT-обучение в течение года и сколько из них - в специализированных центрах?

 

Р.С.: Точное число проходящих IT-обучение в течение года оценить достаточно сложно. Соответственно, сложно точно оценить вклад специализированных центров в этот процесс. При этом вклад авторизованных учебных центров и авторизованных подразделений IT-компаний я бы оценил как 50-60 проц всех, прошедших поствузовское IT-обучение в течение года. Это если оценивать совместно оба сектора учебного IT-рынка - "легкий", ориентированный на общеупотребительные программы для конечных пользователей, и "тяжелый" - сектор IT-обучения корпоративного уровня. Если говорить о том, какая доля обучающихся проходит именно через авторизованные центры, не являющиеся частью крупной IT компании, такие как наш - то это не более 20-30 проц всех, прошедших подготовку в течение года.

 

Корр.: Каковы, на Ваш взгляд, пути и меры по преодолению этого, не вполне, как я понимаю, правильного, положения?

 

Р.С.: Как обычно бывает, есть несколько аспектов проблемы и, соответственно, путей ее решения. Во-первых, сейчас компания имеет право потратить на подготовку персонала без уплаты дополнительных налогов очень ограниченную сумму - что-то не более 4 проц от фонда заработной платы. Понятно, что эти ограничения существенно влияют на объем услуг в сфере IT-обучения. Во-вторых, ускоренному развитию специализированных центров IT-обучения мешает то, что ведущие вендоры практически не применяют в России лизинговые схемы поставки своих решений для учебных организаций. В результате то быстрое обновление IT-решений, о котором мы говорили выше, ложится достаточно тяжелым беременем на бюджет центров, ограничивая их потенциал развития. Еще один момент мы также упоминали: это неразвитость системы поствузовского образования вообще и в сфере IT в частности. Причем государственные структуры, призванные вырабатывать и проводить политику в области образования, практически не взаимодействуют с уже существующими коммерческими структурами, по крайней мере, в области IT-обучения. А здесь есть большое поле для работы, например, по разработке системы взаимодействия ВУЗов с коммерческими учебными и тренинговыми организациями в сфере IT.

 

Корр.: Кто это должен делать - разрабатывать такую систему взаимодействия?

 

Р.С.: Я полагаю, это должен быть процесс с участием Минобрнауки России, самих коммерческих компаний и, разумеется, ВУЗов. Думаю, что каждый из участников процесса может и должен внести свой вклад в формирование системы поствузовского IT-обучения в России. Кроме того, коммерческие компании, работающие в сфере информационных технологий, могут и должны, на мой взгляд, предпринять шаги по целевой подготовке студентов выпускных курсов ВУЗов, в соответствие со своими кадровыми потребностями. Это можно делать путем создания в ВУЗах специализированных учебных групп на основе финансирования или софинансирования со стороны IT-компаний. Кроме того, для реализации такого подхода следовало бы создать соответствующую нормативную базу, регулирующую взаимоотношения студента, ВУЗа и компании-заказчика. На мой взгляд, решение вышеназванных проблем - более конструктивный путь улучшения системы IT-обучения в России, чем изменение государственных стандартов образования, о чем много говорится в последнее время. Я уверен, что рамки существующих сейчас государственных стандартов достаточны для реализации наиболее актуальных задач IT-обучения.

 

Корр.: Все, о чем мы до сих пор говорили, относится, прежде всего, к деятельности учебного центра REDCENTER. Но есть еще компания REDLAB, одним из основных направлений которой является разработка и внедрение информационных систем для образовательных учреждений. Расскажите об этой работе.

 

Р.С.: Да, я бы вообще сказал, что образование для отрасли информационных технологий и использование информационных технологий для образования - составляющие единого процесса. В самом деле, можно увидеть, что опыт и результаты, полученные в рамках одной из этих составляющих можно и должно использовать при осуществлении деятельности в рамках второй составляющей. Если говорить об удельном весе в нашем бизнесе IT-обучения и разработки информационных систем для образования - то это примерно равные доли. Я бы в этой связи подчеркнул еще фактор взаимопроникновения этих двух направлений работы. Вот, например, разработка и внедрение систем дистанционного обучения, которыми мы занимаемся. Эта работа относится как к сфере IT-обучения, так и к сфере разработки систем для IT-обучения. Что касается других видов информационных систем для образовательной сферы, то нашей специализацией является, в том числе, информационные системы для управления российским ВУЗом. Это комплексные решения, которые охватывают все сферы деятельности ВУЗа - от финансово-экономической до планирования учебного и научно-исследовательского процессов. Такие решения созданы нами на платформе SAP R/3. Если вернуться к нашим системам дистанционного обучения - то это как раз наглядный пример рационального взаимодействия ВУЗа и коммерческой организации. В данном случае, специалисты МГУ по нашему заказу выполнили всю научно-исследовательскую работу, необходимую для создания системы дистанционного тренинга REDCLASS, а мы выполнили окончательное программирование и отладку системы для того, чтобы она могла распространяться и внедряться как готовый продукт. В результате получилась система, в которую входит, помимо собственно обучающего блока, еще и блок информационной поддержки организации учебного процесса. Могу сообщить, что некоторые решения, использованные в нашей системе, интегрированы в систему дистанционного обучения компанией IBM. Еще одной особенностью нашей системы дистанционного обучения является наличие в ней так называемой "виртуальной лаборатории", которая позволяет отрабатывать навыки использования различных информационных систем - баз данных, вычислительных программ, средств управления промышленными процессами и т.д.

 

Корр.: Для обучения в каких сферах деятельности может использоваться эта система?

 

Р.С.: В настоящее время - для обучения в сфере информационных технологий и в бизнесе-обучении, а в принципе - для любой дисциплины, дело в учебно-методическом наполнении системы - в контенте. Наши технические разработки и методический опыт позволяют разрабатывать конетнт практически для любого учебного курса, разумеется, с привлечением соответствующих специалистов. Исключение составляют, разве что, некоторые специфические виды деятельности, которые требуют групповой работы, как, например, работа экипажа самолета - там своя специфика. Хочу сказать, что наша система дистанционного тренинга REDCLASS - единственная отечественная система, сертифицированная по международным стандартам для подобных систем.

 

Корр.: Приведите, пожалуйста, наиболее показательные примеры практического использования этой системы и других Ваших разработок.

 

Р.С.: Среди наших клиентов крупные корпоративные и государственные заказчики - ОАО "РЖД", ЦБ России, ОАО "МТС", ОАО "Вымпелком", ОАО "МГТС", ОАО "ГАЗПРОМ", ОАО "ЛУКОЙЛ" и многие другие. В числе заказчиков, использующих систему дистанционного тренинга REDCLASS в процессе корпоративного обучения - ОАО "Автоваз", УИЦ РГУ Нефти и газа им. Губкина /УИЦ РГУНГ/, ОАО "РЖД", ЦБ России, АБГП Газпромбанк, МИИТ, Волгоградский ГТУ и многие другие.

 

Корр.: Сейчас достаточно активно, причем в практическом плане, обсуждается вопрос об использовании информационных технологий в приоритетных национальных проектах. В частности, при Мининформсвязи недавно создана рабочая группа для рассмотрения этих вопросов. Речь идет, в том числе, о национальном проекте "Образование". Похоже, это задача и для Вашей компании. Готовы ли Вы поучаствовать в этой работе? И считаете ли Вы, что использование информационных технологий в национальных проектах - настолько специальный вопрос, что им нужно специально заниматься на таком уровне?

 

Р.С.: Безусловно, готовы, в том числе, в деятельности в рабочей группы, если будем к ней привлечены. Что до использования информационных технологий в национальных проектах - это действительно очень специальный вопрос. Дело в том, что при реализации таких масштабных проектов неверно относиться к IT только как к одному из инструментов. Приведу только несколько доводов в пользу этого утверждения. Прежде всего, современные IT-системы - очень важный фактор повышения эффективности использования государственного финансирования, так как позволяют обеспечить прозрачность этого процесса и оперативность контроля. Кроме того, немаловажно, что использование таких информационных систем повышает организованность и согласованность работы больших структур. Об этом свидетельствует опыт работ даже в меньших масштабах, чем проект национальной значимости.

 

Корр.: В заключение - об основных перспективах и направлениях развития Ваших компаний.

 

Р.С.: Как я уже говорил, мы работаем над развитием нашего взаимодействия с ВУЗами.

 

Вторая важная задача - расширение партнерства с образовательными центрами в других регионах.

 

Особое направление - совершенствование нашей технологической базы с целью интенсификации процесса обучения. В частности, за счет более широкого внедрения систем дистанционного обучения. Прежде всего, в более простых, начальных разделах подготовки.

 

Кроме того, мы рассчитываем развить относительное новое направление - аутсорсинг обучения клиентов компаний - системных интеграторов в интересующей их области. Другими словами, это переход от той ситуации, когда системный интегратор сам обучает своих клиентов к тому, что системный интегратор передает эту функцию специализированному учебному центру. На наш взгляд, эффект от этого будет положительным для всех участников процесса.

 

Интервью провел Игорь Агапов.

 

 

 

 

версия для печати

За дополнительной информацией обращайтесь:

 

pr@redcenter.ru 

 

ICND1 - CCENT, ICND2 - CCNA

04.07.2007

Изменения в линейке сертификации CCNA: информация о курсах ICND1, ICND2

Курсы для партнеров Cisco

01.06.2007

Курсы Cisco для партнеров REDCENTER - значительные скидки в период с 1 июня по 31 августа 2007 года

Авторизованное обучение по курсам ITIL

29.01.2007

Курсы по ITIL в REDCENTER

Филиал REDCENTER в Казани

30.11.2006

Филиал REDCENTER в Казани приглашает на обучение

проекты

Дистанционное обучение в отделениях связи Почты Татарстана

03.10.2006

Проект REDCENTER и ГУП УПС "Татарстан Почтасы" по дистанционному обучению

Проект дистанционного обучения на ПКД Почты России

12.07.2006

Широкомасштабный социальный совместный проект REDCENTER и Почты России

Центр дистанционного образования Научного парка МГУ

04.05.2005

Обучение по курсам NETg в Научном парке МГУ

   © REDCENTER. Все права защищены. 2004-2007

it-курсы: очное обучение

it-курсы: дистанционное обучение

бизнес-курсы: дистанционное обучение

sun microsystems

cisco systems

veritas (now from symantec)

microsoft

brocade

oracle

ibm/informix

ibm/lotus

novell & suse linux

linux

информационная безопасность

itil - it infrastructure library

cisco

oracle

unix

linux

microsoft office

ibm/lotus

управление проектами (project management)

межличностное общение (communication)

управление и лидерство (management and leadership)

управление качеством (operations)

управление персоналом (hr and organizational development)

направления обучения

заказать обучение

расписание

дистанционное обучение

обучение в регионах

расписание в регионах

филиал в казани

способы оплаты обучения

консультационная поддержка

авторизованное обучение

что такое тренинг

каталог дистанционных курсов

как сдать тест

правила прохождения тестирования

перечень тестов

стоимость сдачи тестов

программы сертификации

сертифицирующие организации

контактная информация

sun microsystems

cisco systems

veritas

программы сертификации sun microsystems

программы сертификации cisco systems

программы сертификации veritas

программы сертификации microsoft

программы сертификации oracle

программы сертификации novell

обучение и сертификация

корпоративная система обучения персонала

система дистанционного обучения

система управления персоналом

создание корпоративной системы обучения персонала

разработка концепции обучения персонала

оценка знаний

поставка системы дистанционного обучения

разработка курсов

локализация курсов netg

поставка курсов netg

сдт redclass

что такое дистанционное обучение

успешные проекты

новости дистанционного обучения

пресса о дистанционном обучении