контакты

схема проезда

о компании

курсы

обучение

тестирование

вы находитесь: о компании / новости / пресса о компании

быстрые ссылки

Новости

Направления обучения

Расписание

Дистанционное обучение

Сертификация

главное меню

Общая информация

Новости

Новости компании

Пресса о компании

Справочная информация


 

Учиться всегда, учиться везде

 

Наталия Лазарева

 

CRN (9/11/2003)

 

 

Столичные учебные центры расширяют бизнес в регионах

 

России основные центры авторизованного обучения в области ИТ сосредоточены прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге, в регионах же многие пользуются услугами так называемого серого тренинга, что зачастую не дает должного результата.

 

Очевидно, что недостаточная квалификация сотрудников может нанести серьезный ущерб бизнесу компании, в которой они работают. Поэтому спрос на высококачественное обучение в регионах есть, и столичные учебные центры не оставляют без внимания этот обширный, потенциально выгодный рынок.

 


Формы работы столичных учебных центров в регионах различны. Основываясь на ответах их специалистов на вопросы редакции, можно выделить несколько основных форм: партнерские отношения с региональными центрами, создание филиалов и дочерних структур, выезд преподавателей к заказчикам, дистанционное обучение (см. таблицу). Бывают и особые случаи. Например, учебный центр ╚Микроинформ╩ практикует создание в регионах временных филиалов ≈ для обучения больших групп слушателей по запросам крупных заказчиков.

 


Следует отметить, что большинство учебных центров используют одновременно несколько форм, и лишь некоторые отдают предпочтение какой-то одной из них.

 


Так, учебный центр ╚Специалист╩ при МГТУ им. Н. Э. Баумана предпочитает работать через партнерскую сеть. Партнерами, как рассказывает директор центра Дмитрий Гудзенко, становятся образовательные учреждения и некоторые коммерческие организации (центры дополнительного образования, школы, институты, компьютерные клубы, Интернет-провайдеры).

 


У учебного центра ╚Микротест╩ (компания занимается в основном реализацией проектов в различных регионах России) есть партнеры в пяти городах, а также один филиал.

 


В последние годы активно создает партнерскую сеть учебный центр Redcenter. Если в 2001 г. у него был только один партнер, в 2002 г. ≈ пять, то в этом году их уже восемь. В числе партнеров Redcenter образовательные учреждения или учебные центры ИТ-фирм. По мнению специалистов компании, инфраструктура именно таких организаций (наличие компьютерных классов на 10≈12 человек с должным техническим оснащением, налаженное питание обучающихся и др.) обеспечивает необходимые условия для организации авторизованного обучения. Хотя в принципе, партнером может быть предприятие какой-либо отрасли, заинтересованное в компьютеризации, или, скажем, госучреждение.

 


Партнерской сетью располагает и учебный центр ╚САМАН-МАТИ╩, причем его партнеры ≈ это в основном высшие учебные заведения, поскольку, как говорит директор центра Сергей Гуснин, ╚САМАН-МАТИ╩ изначально был ╚близок к академической среде, сложились дружественные отношения с многими российскими вузами╩, а последние, как правило, имеют необходимое оборудование, помещения, высоквалифицированных преподавателей.

 


Но в последнее время этот учебный центр начал привлекать в качестве партнеров ИТ-компании. И причина очень простая ≈ через них можно выйти на большое число потенциальных клиентов.

 


А вот с точки зрения ректора ╚Академии АйТи╩ Игоря Морозова, наиболее удобная форма работы в регионах ≈ это собственные филиалы. ╚АйТи╩ так и действует. Игорь Морозов полагает, что в этом одно из основных отличий ╚Академии АйТи╩ от других столичных учебных центров. Сеть филиалов действительно немалая ≈ их 19. Все филиалы организованы ╚с нуля╩ (не на основе, скажем, лаборатории вуза или небольшой компании) после проведения маркетинговых исследований для оценки спроса на услуги по обучению, ознакомления с возможностями специалистов местных ИТ-компаний и образовательных учреждений; привлечены наиболее квалифицированные преподаватели. Выбор региона для организации филиала был обусловлен его экономическим потенциалом.

 


Игорь Морозов полагает, и, наверное, его коллеги с этим согласятся, что присутствие учебного центра в регионах выгодно не только специалистам на местах, но и работающим в России зарубежным ИТ-компаниям, заинтересованным в продвижении своих продуктов и решений на отечественном рынке. В частности, именно благодаря наличию сети филиалов ╚Академия АйТи╩ получила авторизацию Sun Microsystems, которая ранее сотрудничала только с Redcenter.

 


Все вышеперечисленные формы выхода в регионы, в зависимости от стоящих задач, в той или иной степени использует учебный центр ╚Форс╩.

 


По мнению специалистов, филиальная форма действительно имеет ряд преимуществ организационного характера. В частности, можно составить единое для всех филиалов фиксированное расписание, ориентируясь на которое клиенты могут планировать свое обучение на длительный срок, удобно и наличие единого прайс-листа на услуги по обучению, появляется возможность обмена преподавателями. Конечно, иметь в каждом региональном филиале штатного инструктора по учебным курсам, необходимость в которых возникает один или два раза в год, экономически нецелесообразно, но если крупный корпоративный заказчик закажет подобный курс, то можно пригласить преподавателей из Москвы или другого филиала, где эти курсы пользуются более высоким спросом.

 


Учебный центр ╚Микроинформ╩ традиционно придерживается особой позиции в отношении работы в регионах ≈ не создает стационарных филиалов и не привлекает постоянных партнеров ≈ из опасения, что не удастся обеспечить достаточно высокий, аналогичный достигнутому в Москве уровень преподавания. Директор учебного центра Олег Литвин подчеркивает: ╚Открытие филиалов в регионах мы не практикуем в первую очередь из-за низкой управляемости процессом формирования учебных групп и самим обучением и, следовательно, отсутствия гарантий качества обучения╩.

 


╚Микроинформ╩ открывает только временные филиалы под конкретные крупные заказы. Так, в 2000≈2001 гг. были открыты филиалы в Нижнем Новгороде и Волгограде под проект Всемирного банка реконструкции и развития по обучению персонала Министерства по налогам и сборам (МНС). В 2003 г. ╚Микроинформ╩ осуществляет управление (по определенным направлениям обучения) работой центра подготовки персонала МНС в Нижнем Новгороде и учебного департамента вычислительного центра МНС в Обнинске, а также 30 учебными классами в региональных управлениях МНС. По мнению Олега Литвина, это в определенной степени также можно назвать работой с филиалами.

 


Однако у других учебных центров партнерские и филиальные сети ≈ структуры стационарные, требующие определенных накладных расходов ≈ постоянный персонал, в том числе обслуживающий, арендная плата, бухгалтерия.

 


Поэтому практически все учебные центры используют более гибкую (и дешевую) форму ≈ выезд преподавателей к клиентам. Это позволяет обеспечить удобные условия прохождения курсов ≈ в частности, варьировать время проведения занятий, что делает возможным обучение достаточно больших групп сотрудников без отрыва от производства.

 


Так, инструкторы учебного центра ╚Микроинформ╩ проводят курсы для партнеров компаний 3Com и Lexmark и их крупных заказчиков на территории последних. Выездные курсы ╚Микроинформ╩ регулярно организует и для различных целевых групп, например, в 2003 г. для сотрудников управления МНС в Улан-Удэ, для специалистов табачной компании BAT в Саратове, для сотрудников ╚Тюменьэнерго╩.

 


Постоянно практикует выезд преподавателей к клиентам и учебный центр NTC (корпорация ЮНИ).

 


Для клиентов, разумеется, это удобно. Но как быть, если у клиента нет оборудования, необходимого в учебном процессе?

 


Здесь на помощь может прийти дистанционное обучение. В частности, в системе дистанционного обучения Redclass, разработанной учебным центром Redcenter, существует модуль ╚Виртуальные лаборатории╩, который дает возможность выполнять в рамках тренинга лабораторные и практические работы с использованием удаленного доступа к реальному оборудованию и ПО.

 


В настоящее время дистанционное обучение уже довольно широко используется в учебном процессе, хотя и не заняло таких позиций, на которые некоторые энтузиасты рассчитывали два-три года назад.

 


По мнению специалистов учебного центра ╚Микротест╩, такое обучение пользуется спросом в основном у корпоративных заказчиков. Но они надеются, что в ближайшем будущем эти технологии смогут быть использованы и для индивидуальных занятий.

 


В ╚Микроинформе╩ дистанционное обучение ≈ часть учебного процесса, причем важным аспектом становится дистанционное тестирование.

 


Если слушатель обучается дистанционно и также дистанционно тестируется, то сертификат об успешном завершении обучения он может получить по почте. В частности, такую возможность предоставляет ╚Академия АйТи╩.

 


Во многих учебных центрах, являющихся партнерами ╚Сетевой академии ЛАНИТ╩, и ее филиалах открыты центры тестирования Thomson Prometric или VUE, выдающие сертификаты по авторизованным учебным курсам, а в регионах, где такого постоянного центра нет, возможна организация мобильного тестового центра.

 


Примерно также действует и учебный центр ╚Форс╩ ≈ слушатели в регионах имеют возможность сдать экзамены в своем городе и получить соответствующий сертификат. Как сообщают представители Redcenter, обучающимся в регионах слушателям предоставляется весь спектр услуг, связанных с авторизованным обучением, в том числе и возможность сдачи сертификационных экзаменов и получения сертификатов международного образца. ╚САМАН-МАТИ╩ в тех регионах, где нет центра тестирования, организует выездные сессии по тестированию; при достаточном количестве желающих получить сертификат в регионе может быть открыть филиал центра тестирования ╚САМАН-МАТИ╩.

 


Продвигаясь в регионы, учебные центры сталкиваются с немалыми проблемами.
Пожалуй, главная из них ≈ это незрелость многих региональных рынков образовательных услуг, что проявляется в неготовности платить за качественное обучение. Как полагает директор санкт-петербургского центра Bigone Владимир Княжицкий, руководители в регионах просто не отдают себе отчета в том, насколько существенно невысокая квалификация специалистов может снизить эффективность работы их компаний.

 


Как отмечают в ╚Сетевой академии ЛАНИТ╩, несмотря на острую нехватку квалифицированных специалистов в регионах, спрос на услуги авторизованного обучения не так уж и велик, и значительную его часть формируют крупные заказчики, имеющие развитую региональную структуру с достаточной степенью самостоятельности филиалов.

 


Многим филиалам и партнерам столичных учебных центров весьма непросто комплектовать классы ≈ часто невозможно собрать 10≈12 человек одновременно. В том числе и потому, что местные специалисты иной раз не хотят учиться у себя в городе и стремятся для этого попасть в Москву.

 


Но основная причина ≈ высокие по региональным меркам (хотя и более низкие, чем в столице) цены на авторизованное обучение.

 


Как отмечают в ╚Сетевой академии ЛАНИТ╩, за качественное авторизованное обучение в регионах пока платят значительно меньше, чем в Москве, но динамика цен соответствует общей тенденции ≈ они постепенно растут.

 


Несмотря на проблемы (и перечисленные выше, и неназванные в этой статье), все столичные учебные центры планируют дальнейшее расширение своего присутствия в регионах. Вектор развития ≈ более разнообразный ╚ассортимент╩ курсов по изучению новейших технологий, повышение качества услуг (в том числе квалификации преподавательского состава), наращивание объемов бизнеса партнерами и филиалами столичных учебных центров.

 

Обучение в регионах

 

Учебный центр

 

Формы работы в регионах

 

Формы работы в регионах

 

Формы работы в регионах

 

Формы работы в регионах

 

Формы работы в регионах

 

Число филиалов и/ или партнеров*

 

Доля прошедших обучение в регионах (%)

 

Всего прошедших обучение в регионах

 

Всего прошедших обучение в регионах

 

Города, в которых находятся наиболее крупные филиалы и/или партнеры в России

 

 

партнеры

 

филиалы

 

выезд преподавателей

 

дистанционное обучение

 

иные формы

 

 

 

2002 г.

 

2003 г., первое полугодие

 

 

Академия АйТи

 

-

 

+

 

+

 

+

 

-

 

19

 

60

 

3500

 

2200

 

Санкт-Петербург, Красноярск, Иркутск, Уфа

 

Bigone (lANKc, Санкт-Петербург)

 

-

 

+

 

-

 

-

 

-

 

1

 

 

**

 

**

 

Самара

 

Микротест

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

6

 

50

 

**

 

**

 

Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Иркутск и Хабаровск

 

Микроинформ

 

-

 

-

 

-

 

+

 

+***

 

 

90 (по проекту
МНС)
40 иные

 

400

 

7150

 

Нижний Новгород, Волгоград, Обнинск (в рамках выполнения проектов)

 

REDCENTER

 

+

 

-

 

+

 

+

 

-

 

8

 

10

 

**

 

В 2,4 раза больше, чем в 2002 г.

 

Новосибирск, Владивосток, Санкт-Петербург

 

САМАН-МАТИ

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

17

 

40

 

800

 

450

 

Ростов, Нижний Новгород, Владивосток, Новосибирск, Казань, Краснодар

 

Сетевая Академия ЛАНИТ

 

+

 

+

 

-

 

-

 

-

 

19

 

20****

 

**

 

**

 

Нет данных

 

Специалист

 

+

 

-

 

-

 

+

 

-

 

19

 

4,3

 

600

 

350

 

Орехово-Зуево, Иркутск, Набережные Челны, Астрахань

 

Форс

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

4,3

 

10

 

**

 

**

 

Санкт-Петербург, Новосибирск

 

 

+ используется; - не используется

 

* В России и других странах СНГ.

 

** Компании данные не предоставили.

 

*** Без учета слушателей, обучающихся у партнеров.

 

 

 

 

версия для печати

За дополнительной информацией обращайтесь:

 

Лукшина Елена Алексеевна,  руководитель группы рекламы

 

15.11.2004

15 ноября - Полный курс администраторов ОС Linux + уникальный бонус - бесплатное практическое занятие по Sun и Cisco!

04.10.2004

Система дистанционного тренинга REDCLASS на выставке Softool-2004 получила диплом "Лучшая система дистанционного обучения"

28.05.2004

СДТ REDCLASS награждена дипломом "Инновационное программное решение"

26.05.2004

REDCENTER стал авторизованным партнером компании NETg

   © REDCENTER. Все права защищены. 2004