|
|
|
Многогранный и многомерный e-Learning e Learning World #4 июль - сентябрь 2004 года Никто не сомневается в том, что у российского рынка e-Learning есть особенности. Мы активно перенимаем западные наработки, но их использование не всегда возможно на отечественной почве. Руслан Смелянский, президент компании REDLAB и генеральный директор компании REDCENTER, рассказал нашему корреспонденту о своем опыте работы на российском рынке разработки e-Learning решений и о своих взглядах на его сегодняшнее состояние и будущее развитие.
Р.С.: Правильнее было бы сказать группа компаний, состоящая из двух фирм - REDCENTER и REDLAB. Компания REDCENTER занимается обучением в области ИТ и вот уже 12 лет является одним из ведущих брендов в этом секторе, REDLAB применительно к сфере образования занимается разработкой систем управления учебными заведениями, в том числе систем управления учебным процессом и его качеством- Система REDCLASS создавалась специалистами этих двух компаний как с учетом опыта проведения очных тренингов. гак и с учетом организации процесса обучения в компаниях - в результате получилась система дистанционного обучения, рассчитанная на интеграцию с инструментами управления качеством, с ERP-системами, Однажды наш клиент сказал: 'Такое впечатление, что вы стояли за нашими спинами, когда мы обсуждали, что нам требуется'. ELW: Сотрудничали ли вы с какими-либо вузами при разработке системы REDCLASS? Р.С.: Некоторые этапы создания и отладки системы проходили на факультете вычислительной математики и кибернетики (ВМиК) МГУ, Там в течение 2-3 лет делались пилотные варианты, проработки, Например, весной этого года более ста студентов прошли один из семестровых курсов под названием и 'Компьютерные Сети' а дистанционном режиме с использованием системы REDCLASS, причем управление процессом обучения был интегрировано в систему управления вузом 'Университет', построенную на базе SAP R/3 и уже несколько лет эксплуатирующуюся на факультете. ELW: Что такое, по-вашему, e-Learning Р.С.: Говоря об e-Learning, следует понимать, что речь идет о целом комплексе технологий, включая технические средства организации дистанционного обучения, контент, процессы управления обучением персонала. Узкое понимание е-Learning только лишь как 'движка', то есть средств доставки и отображения контента, в корне неверно. Наиболее важные части - это как раз контент, а также средства и методы управления, позволяющие наиболее эффективно организовать в компании технологический процесс обучения сотрудников.
Р.С.: Большинство крупных западных ИТ-компаний применяет для непрерывной подготовки/переподготовки персонала корпоративные системы дистанционного обучения. Так работают IВМ, Cisco, частично Sun, SAP, Microsoft, Oracle. Технология следующая: сотрудники получают извещение по электронной почте, где содержится необходимая информация о курсах, которые необходимо пройти, сроках, средствах идентификации по работе с системой и т.д. Персонал проходит обучение, сведения об этом заносятся в личное дело каждого сотрудника. Это позволяет постоянно контролировать уровень подготовки сотрудников, его соответствие решаемым сотрудником задачам, планировать обучение и переобучение.
Р.С.: Разумеется, это важно. Для обеспечения качественного обучения сотрудников (а, в конечном счете, и для обеспечения качества других бизнес-процессов в организации), необходим контент надлежащего уровня. Однако дело в том, что применять какие-то формальные, "механические" критерии для оценки курса практически невозможно, и пока что лучшей гарантией качества контента являются традиции и опыт разработчиков.
Р.С.: Думаю, было бы некорректно в рамках данного интервью обсуждать
Р.С.: Все зависит от критериев. Если мы будет рассматривать е-Learning применительно ко всей национальной системе образования, то с позиции сохранения России как самостоятельной культуры, безусловно, при решении этого вопроса необходимо обращать первостепенное внимание на образовательные учреждения. Ведь контент - это не просто знания, не просто механическая передача информации, но и трансляция определенного мировоззрения, культуры, и много чего еще. И если страна вовремя не позаботится о своем контенте, то ситуация может сложиться как в сказке про Нильса и диких гусей: "чужой" контент станет дудочкой, которая уведет
Р.С.: Разумеется, работаем, у нас партнерские отношения. Вопрос локализации западного контента во многом политический и мы его нешили еще 12 лет назад, когда только начинали сотрудничать западными компаниями и проводить обучение. Несмотря на существенные затраты, мы считаем необходимым не просто переводить, но именно локализовывать учебные материалы по актуальным курсам, направлениям и технологиям. Тем более у нас в этой области накопился большой опыт. В качестве примера можно сказать, что компания REDLAB является официальным переводчиком учебных пособий компании Sun. Кроме того, недавно получено одобрение на локализацию курсов Cisco.
Р.С.: Этой весной мы заключили партнерское соглашение с компанией NETg, дающее компании REDCENTER права на локализацию контента и организацию обучения с использованием как оригинальных, так и переведенных и локализованных курсов. В настоящий момент мы предоставляем доступ к ним с использованием собственного движка NETg, но в скором времени рассчитываем закончить интеграцию и тестирование и предложить доступ ко всем линейкам курсов через нашу систему REDCLASS.
Р.С.: Нет. Согласно условиям соглашения, мы имеем полный доступ к пулу программ NETg, а это более 3 тыс. курсов по информационным технологиям, финансам, менеджменту, бизнесу. Какие из них мы будем локализовывать, а какие продвигать на рынок, будет зависеть от спроса и конкретных заказов. У нас нет намерения ограничивать себя какой-то узкой областью. ELW: Какие международные стандарты вы поддерживаете? Р.С.: IMS, SCORM 1.1 (сейчас идет работа над поддержкой SCORM 1.3.).
Р.С.: Прежде всего, стоит сказать о внедрении REDCLASS в Центробанке РФ. Система REDCLASS была интегрирована в корпоративный портал Центробанка для дистанционного обучения сотрудников региональных управлений. Еще один крупный проект по внедрению нашей системы дистанционного обучения в ОАО "Российские Железные Дороги" был осуществлен в тесном сотрудничестве с Институтом экономики и финансов Московского государственного университета путей сообщения для обучения специалистов отрасли. Стоит упомянуть и о нашей традиционной тестовой площадке - МГУ им. М.В. Ломоносова. На факультете ВМиК уже несколько лет наша система используется для удаленного тестирования иностранных студентов, а в этом году, как я уже сказал, в обязательную учебную программу был включен симестровый дистанционный курс по дисциплине "Компьютерные сети". Совсем недавно было проведено дистанционное обучение ИТ-специалистов Ямало-Ненецкого филиала ОАО "Уралсвязьинформ" с использованием СДТ REDCLASS.
Р.С.: Интересный момент. Часто проблему выполнения практический заданий в дистанционном обучении можно решить симуляциями, и мы этим порой пользуемся, но основной упор делаем на более прогрессивные технологии. Есть такое понятие "виртуальные лаборатории". Термин этот был впервые предложен компанией Mentor Technologies Group, разрабатывавшей систему, ориентированную на технологии и продукты компании Cisco. Идея заключается в следующем. Если для изучаемой системы, точнее - выполняемого на ней упражнения, можно предусмотреть все варианты правильного ее прохождения, и таких вариантов не много, то тогда наш софт позволяет быстро сделать эмулятор системы, не отличимый по внешнему виду и поведению от реальной программы. Если же количество этих вариантов велико и проверка сложно реализуема (например, при обучении языку программирования), тогда никаким эмулятором обойтись нельзя, поскольку обучающийся всегда может придумать такой вариант, который будет правильным, но система будет его блокировать. В этом случае открывается специальный доступ непосредственно к изучаемому объекту с соответствующей системой поддержки, онлайн-консультациями, защитой, разделением прав и т.д.
Р.С.: Основных факторов несколько. Первое - это скептическое отношение к возможностям дистанционного обучения со стороны заказчика. Второй момент - это, конечно, выстраивание процессов управления, для организации эффективного дистанционного обучения в рамках корпорации, требуется интегрировать его в бизнес-процессы компании, в HR-блок системы управления предприятием. К сожалению, если мы посмотрим на историю внедрения ERP-систем на территории России, то мы совершенно четко увидим, что вначале везде внедрялся финансово-экономической блок, затем технологический, и только теперь руки начинают доходить до HR. Кроме этого корпоративно-информационная система, в рамках которой может внедряться дистанционное обучение периодически подвергается изменениям (например, при изменении структуры организации, бизнес-процессов, законодательства и т.д.). Все подобные процессы должны синхронизироваться и увязываться с вопросами обучения. Следующий момент - подготовка контента, Любой контент нужно обновлять, нет такого, который не должен меняться, как таблица умножения. Тогда возникает два вопроса: а) где взять этот контент; б) как организовать работу служб, которые бы обеспечивали подобную деятельность. Можно ли эти проблемы решать с помощью аутсорсинга? Время покажет.
Р. С: Если вы беретесь разрабатывать контент, опираясь полностью на собственные материалы, то вы должны быть очень компетентны в узкой предметной области. Такой подход хорошо работает для "типовых" курсов по распространенным технологиям, не предусматривающих настройку под потребности конкретного заказчика. Если же говорить о вопросах формирования контента для обучения людей, например, выполнению работ с прикладными АРМами, специализированным оборудованием и т.д., то мы можем увидеть, что в каждой компании все это регламентируется некоторыми инструкциями. Эти материалы являются для нас отправной точкой при разработке контента. Разработка упражнений и согласование их с заказчиком происходит на основе рекомендаций и готовых материалов, зачастую совместно с его специалистами.
Р.С. Опять-таки надо четко разделять курсы "типовые" и кастомизированные под конкретного клиента, В первом случае зачастую мы просто создаем контент "с нуля". Так в свое время мы разрабатывали учебные курсы для компаний Borland, Ingres: у нас было четкое понимание того, как нужно готовить администраторов БД, и мы смогли его воплотить в учебном курсе. Во втором случае, когда мы готовим кастомизированные курсы по АРМ, исходными данными может быть все, что угодно: начиная от "голых" баз данных и доступа к АРМ клиента и кончая четкими инструкциями сотрудникам. Не всегда при работе с клиентом имеет смысл разрабатывать для него контент. Бывает, что клиент заказывает только движок, а остальное берет на себя, В этом случае общение происходит следующим образом. Клиент говорит: "Вы нам дайте движок с функционально полной системой его заполнения". И мы, помимо движка, устанавливаем наше программное обеспечение для создания контента. Этот путь оказывается оптимальным, если речь идет о подготовке курсов, находящихся вне области наших знаний. ELW: Из чего обычно состоит курс е-Learning? Р.С.: Обычно курс состоит из объектов трех типов. Первый тип - это статические объекты. Ученик никак не влияет на них и лишь пассивно усваивает информацию. Это может быть текст, графика, звук, видеоматериалы. Объекты второго типа представляют собой различные тесты, предназначенные для проверки усвоения теоретического материала. Наконец, объекты третьего типа - виртуальные лаборатории - эмулируют look`n`fill АРМ или оборудования, давая возможность ученику выполнять практические задания.
Р.С: Все индивидуально, и трудоемкость даже в сфере ИТ очень разная. Скажем, базовые вещи делаются относительно легко, есть много материала, который можно грамотно переложить в форму е-Learning. В то же время, чем сложнее курс, тем сложнее это сделать. Сложные курсы, рассчитанные на подготовку специалистов высшего уровня, может быть, и не имеет смысла переводить в формат дистанционного обучения, потому что они должны быть курированы, должен быть непосредственный контакт между учеником и учителем.
Р.С. Конечно, контент. Сейчас ИТ-сообщество дошло до следующего лозунга: соотношение стоимости программного продукта к стоимости "железа" такое же, как соотношение стоимости продукта к его упаковке. Люди поняли, что самое дорогое - это программное обеспечение, продукт интеллектуального труда, а "железо" тиражируемо массами.
Р.С.: Скорее имеет смысл говорить о суммарной стоимости курса. Даже на Западе, где опыт в этой области существенно больше, чем в России, разброс цифр очень значителен. Когда я общался с представителями западных компаний-разработчиков контента, при ответе на вопрос, сколько стоит в среднем разработка курсов, я получал цифры от 150 до 10 тыс. долларов, Например, однажды я разговаривал со специалистами в области физической патологоанатомии, У них есть система, позволяющая изучать череп, соединять нервные ткани, кровеносные сосуды и т.д. Стоимость курса по этой системе требует колоссальных затрат: одна библиотека, содержащая фотоснимки микронных срезов всех видов тканей человеческого тела (костной, мышечной, нервной, соединительной и т.д.) стоит сотни тысяч долларов. Понятно, что создание курса по работе в MS Word требует гораздо меньших денег. Такой курс и окупится быстрее. Таким образом, назвать точную цифру сложно. Все зависит от сложности и объема курса.
Р.С: От десятков до сотен тысяч долларов. Каждый проект реализуют разные люди, под каждый курс специалисты набираются отдельно.
Р.С.: Да, разумеется. Система REDCLASS может быть интегрирована как с наиболее близкой нам ЕRР-системой SAP R/3 так и с другими системами класса ЕRР, такими, как Oracle Business Suite, Microsoft Navision Axapta и т.д. То, что она написана на Java, позволяет встраивать ее в практически любой корпоративный ландшафт. При этом ЕRР-система используется для управления качеством подготовки персонала в организации. Эта задача по нагрузке является вторичной по сравнению с задачей подготовки, поддержки актуальности и накопления контента. Мы и тут поборемся.
|
|
|