контакты

схема проезда

о компании

курсы

обучение

тестирование

вы находитесь: о компании / новости / пресса о компании

быстрые ссылки

Новости

Направления обучения

Расписание

Дистанционное обучение

Сертификация

главное меню

Общая информация

Новости

Новости компании

Пресса о компании

Справочная информация


 

Многогранный и многомерный e-Learning

 

e Learning World #4 июль - сентябрь 2004 года

 

 

Никто не сомневается в том, что у российского рынка e-Learning есть особенности. Мы активно перенимаем западные наработки, но их использование не всегда возможно на отечественной почве.

 

Руслан Смелянский, президент компании REDLAB и генеральный директор компании REDCENTER, рассказал нашему корреспонденту о своем опыте работы на российском рынке разработки e-Learning решений и о своих взглядах на его сегодняшнее состояние и будущее развитие.

 


ELW: Расскажите, пожалуйста, чем занимается ваша компания.

 

Р.С.: Правильнее было бы сказать группа компаний, состоящая из двух фирм - REDCENTER и REDLAB. Компания REDCENTER занимается обучением в области ИТ и вот уже 12 лет является одним из ведущих брендов в этом секторе, REDLAB применительно к сфере образования занимается разработкой систем управления учебными заведениями, в том числе систем управления учебным процессом и его качеством- Система REDCLASS создавалась специалистами этих двух компаний как с учетом опыта проведения очных тренингов. гак и с учетом организации процесса обучения в компаниях - в результате получилась система дистанционного обучения, рассчитанная на интеграцию с инструментами управления качеством, с ERP-системами, Однажды наш клиент сказал: 'Такое впечатление, что вы стояли за нашими спинами, когда мы обсуждали, что нам требуется'.

 

ELW: Сотрудничали ли вы с какими-либо вузами при разработке системы REDCLASS?

 

Р.С.: Некоторые этапы создания и отладки системы проходили на факультете вычислительной математики и кибернетики (ВМиК) МГУ, Там в течение 2-3 лет делались пилотные варианты, проработки, Например, весной этого года более ста студентов прошли один из семестровых курсов под названием и 'Компьютерные Сети' а дистанционном режиме с использованием системы REDCLASS, причем управление процессом обучения был интегрировано в систему управления вузом 'Университет', построенную на базе SAP R/3 и уже несколько лет эксплуатирующуюся на факультете.

 

ELW: Что такое, по-вашему, e-Learning

 

Р.С.: Говоря об e-Learning, следует понимать, что речь идет о целом комплексе технологий, включая технические средства организации дистанционного обучения, контент, процессы управления обучением персонала. Узкое понимание е-Learning только лишь как 'движка', то есть средств доставки и отображения контента, в корне неверно. Наиболее важные части - это как раз контент, а также средства и методы управления, позволяющие наиболее эффективно организовать в компании технологический процесс обучения сотрудников.

 


ELW: Как вы оцениваете рынок?

 

Р.С.: Большинство крупных западных ИТ-компаний применяет для непрерывной подготовки/переподготовки персонала корпоративные системы дистанционного обучения. Так работают IВМ, Cisco, частично Sun, SAP, Microsoft, Oracle. Технология следующая: сотрудники получают извещение по электронной почте, где содержится необходимая информация о курсах, которые необходимо пройти, сроках, средствах идентификации по работе с системой и т.д. Персонал проходит обучение, сведения об этом заносятся в личное дело каждого сотрудника. Это позволяет постоянно контролировать уровень подготовки сотрудников, его соответствие решаемым сотрудником задачам, планировать обучение и переобучение.
В России это только развивается. У крупнейших компаний, таких как "Сибнефть", "ЛУКойл", "Вымпелком" существуют собственные системы обучения, Некоторые фирмы сами разрабатывают и запускают пилотные проекты, кто-то пробует западные технологии - одним словом, рынок активно развивается, но пока большинство его участников действуют скорее "интуитивно", сталкиваясь с необходимостью корпоративного обучения, но не владея необходимыми знаниями и технологиями для его организации.

 


ELW: Насколько важна, на ваш взгляд, оценка качества электронных курсов?

 

Р.С.: Разумеется, это важно. Для обеспечения качественного обучения сотрудников (а, в конечном счете, и для обеспечения качества других бизнес-процессов в организации), необходим контент надлежащего уровня. Однако дело в том, что применять какие-то формальные, "механические" критерии для оценки курса практически невозможно, и пока что лучшей гарантией качества контента являются традиции и опыт разработчиков.
В то же время, надо понимать, что качественный контент - не единственная необходимая составляющая качественного процесса обучения.

 


ELW: Как вы оцениваете российских производителей е-Learning контента, е-Learning решений? На что им лучше ориентироваться: на корпоративное обучение или на вузовский сектор (а возможно, и на что-то еще)?

 

Р.С.: Думаю, было бы некорректно в рамках данного интервью обсуждать
российские фирмы, работающие на этом рынке. Скажу лишь, что их уровень очень разный: есть и сильные компании, располагающие необходимыми знаниями и технологиями для создания качественного контента и решений, и новички, и, увы, фирмы, занимающиеся продажей откровенно слабых, не выдерживающих никакой критики продуктов.
Что же касается второй части вопроса, тут ответ неоднозначный. Есть два принципиально разных рынка, с различными во многом критериями, условиями и задачами, причем оба эти рынка явно страдают от дефицита систем е-Learning. И оба рынка надо активно осваивать.

 


ELW: Как вы считаете, можно ли сказать, что какой-то из этих рынков больше нуждается в отечественном контенте, или все можно "покрыть" только западным?

 

Р.С.: Все зависит от критериев. Если мы будет рассматривать е-Learning применительно ко всей национальной системе образования, то с позиции сохранения России как самостоятельной культуры, безусловно, при решении этого вопроса необходимо обращать первостепенное внимание на образовательные учреждения. Ведь контент - это не просто знания, не просто механическая передача информации, но и трансляция определенного мировоззрения, культуры, и много чего еще. И если страна вовремя не позаботится о своем контенте, то ситуация может сложиться как в сказке про Нильса и диких гусей: "чужой" контент станет дудочкой, которая уведет
нашу молодежь на Запад.

 


ELW: Есть компании с огромными банками данных контента - например, SkillSoft, THOMSON NETg и другие. Вы с ними работаете? Локализуете ли их продукты или просто выкладываете в том виде, в котором они его подготовили?

 

Р.С.: Разумеется, работаем, у нас партнерские отношения. Вопрос локализации западного контента во многом политический и мы его нешили еще 12 лет назад, когда только начинали сотрудничать западными компаниями и проводить обучение. Несмотря на существенные затраты, мы считаем необходимым не просто переводить, но именно локализовывать учебные материалы по актуальным курсам, направлениям и технологиям. Тем более у нас в этой области накопился большой опыт. В качестве примера можно сказать, что компания REDLAB является официальным переводчиком учебных пособий компании Sun. Кроме того, недавно получено одобрение на локализацию курсов Cisco.

 


ELW: Не могли бы вы рассказать поподробнее о вашем сотрудничестве с западными поставщиками контента.

 

Р.С.: Этой весной мы заключили партнерское соглашение с компанией NETg, дающее компании REDCENTER права на локализацию контента и организацию обучения с использованием как оригинальных, так и переведенных и локализованных курсов. В настоящий момент мы предоставляем доступ к ним с использованием собственного движка NETg, но в скором времени рассчитываем закончить интеграцию и тестирование и предложить доступ ко всем линейкам курсов через нашу систему REDCLASS.

 


ELW: Речь идет только о ИТ-курсах?

 

Р.С.: Нет. Согласно условиям соглашения, мы имеем полный доступ к пулу программ NETg, а это более 3 тыс. курсов по информационным технологиям, финансам, менеджменту, бизнесу. Какие из них мы будем локализовывать, а какие продвигать на рынок, будет зависеть от спроса и конкретных заказов. У нас нет намерения ограничивать себя какой-то узкой областью.

 

ELW: Какие международные стандарты вы поддерживаете?

 

Р.С.: IMS, SCORM 1.1 (сейчас идет работа над поддержкой SCORM 1.3.).

 


ELW: Расскажите, если возможно, о наиболее масштабных проектах, которые вы внедряли.

 

Р.С.: Прежде всего, стоит сказать о внедрении REDCLASS в Центробанке РФ. Система REDCLASS была интегрирована в корпоративный портал Центробанка для дистанционного обучения сотрудников региональных управлений.

 

Еще один крупный проект по внедрению нашей системы дистанционного обучения в ОАО "Российские Железные Дороги" был осуществлен в тесном сотрудничестве с Институтом экономики и финансов Московского государственного университета путей сообщения для обучения специалистов отрасли.
В 2003 году было проведено обучение сотрудников Аппарата Государственной Думы ФС РФ с использованием СДТ REDCLASS, а годом раньше налажено обучение сотрудников Внешторгбанка.

 

Стоит упомянуть и о нашей традиционной тестовой площадке - МГУ им. М.В. Ломоносова. На факультете ВМиК уже несколько лет наша система используется для удаленного тестирования иностранных студентов, а в этом году, как я уже сказал, в обязательную учебную программу был включен симестровый дистанционный курс по дисциплине "Компьютерные сети".

 

Совсем недавно было проведено дистанционное обучение ИТ-специалистов Ямало-Ненецкого филиала ОАО "Уралсвязьинформ" с использованием СДТ REDCLASS.

 


ELW: А как вы решали в таких проектах проблему организации практических занятий? Это ведь часто требует работы непосредственно с оборудованием.

 

Р.С.: Интересный момент. Часто проблему выполнения практический заданий в дистанционном обучении можно решить симуляциями, и мы этим порой пользуемся, но основной упор делаем на более прогрессивные технологии.

 

Есть такое понятие "виртуальные лаборатории". Термин этот был впервые предложен компанией Mentor Technologies Group, разрабатывавшей систему, ориентированную на технологии и продукты компании Cisco.
Мы сделали собственную реализацию виртуальных лабораторий с использованием двух технологий. Первая предусматривает создание с помощью наших авторских средств эмулятора некой системы, а вторая предполагает организацию дистанционного доступа непосредственно к объекту изучения, которым может быть аппаратно-программный тренажер, операционная система, база данных, маршрутизатор и т.д.

 

Идея заключается в следующем. Если для изучаемой системы, точнее - выполняемого на ней упражнения, можно предусмотреть все варианты правильного ее прохождения, и таких вариантов не много, то тогда наш софт позволяет быстро сделать эмулятор системы, не отличимый по внешнему виду и поведению от реальной программы.

 

Если же количество этих вариантов велико и проверка сложно реализуема (например, при обучении языку программирования), тогда никаким эмулятором обойтись нельзя, поскольку обучающийся всегда может придумать такой вариант, который будет правильным, но система будет его блокировать. В этом случае открывается специальный доступ непосредственно к изучаемому объекту с соответствующей системой поддержки, онлайн-консультациями, защитой, разделением прав и т.д.

 


ELW: Что мешает e-Learning проектам? Есть ли какие-то факторы, которые препятствуют успешному внедрению в организацию, успешной работе, снижают эффективность электронного обучения. Как вы стараетесь их избежать.

 

Р.С.: Основных факторов несколько. Первое - это скептическое отношение к возможностям дистанционного обучения со стороны заказчика.

 

Второй момент - это, конечно, выстраивание процессов управления, для организации эффективного дистанционного обучения в рамках корпорации, требуется интегрировать его в бизнес-процессы компании, в HR-блок системы управления предприятием. К сожалению, если мы посмотрим на историю внедрения ERP-систем на территории России, то мы совершенно четко увидим, что вначале везде внедрялся финансово-экономической блок, затем технологический, и только теперь руки начинают доходить до HR. Кроме этого корпоративно-информационная система, в рамках которой может внедряться дистанционное обучение периодически подвергается изменениям (например, при изменении структуры организации, бизнес-процессов, законодательства и т.д.). Все подобные процессы должны синхронизироваться и увязываться с вопросами обучения.

 

Следующий момент - подготовка контента, Любой контент нужно обновлять, нет такого, который не должен меняться, как таблица умножения. Тогда возникает два вопроса: а) где взять этот контент; б) как организовать работу служб, которые бы обеспечивали подобную деятельность. Можно ли эти проблемы решать с помощью аутсорсинга? Время покажет.

 


ELW: Каким образом у вас построена система разработки контента под заказчика? Работаете ли вы совместно с заказчиком, насколько вы тесно контактируете?

 

Р. С: Если вы беретесь разрабатывать контент, опираясь полностью на собственные материалы, то вы должны быть очень компетентны в узкой предметной области. Такой подход хорошо работает для "типовых" курсов по распространенным технологиям, не предусматривающих настройку под потребности конкретного заказчика. Если же говорить о вопросах формирования контента для обучения людей, например, выполнению работ с прикладными АРМами, специализированным оборудованием и т.д., то мы можем увидеть, что в каждой компании все это регламентируется некоторыми инструкциями. Эти материалы являются для нас отправной точкой при разработке контента. Разработка упражнений и согласование их с заказчиком происходит на основе рекомендаций и готовых материалов, зачастую совместно с его специалистами.

 


ELW: В каком виде вы получаете от клиента материалы? Это могут быть текстовые файлы, презентации и т.п.?

 

Р.С. Опять-таки надо четко разделять курсы "типовые" и кастомизированные под конкретного клиента, В первом случае зачастую мы просто создаем контент "с нуля". Так в свое время мы разрабатывали учебные курсы для компаний Borland, Ingres: у нас было четкое понимание того, как нужно готовить администраторов БД, и мы смогли его воплотить в учебном курсе.

 

Во втором случае, когда мы готовим кастомизированные курсы по АРМ, исходными данными может быть все, что угодно: начиная от "голых" баз данных и доступа к АРМ клиента и кончая четкими инструкциями сотрудникам.
Все зависит от того, что есть у заказчика и в каком виде.

 

Не всегда при работе с клиентом имеет смысл разрабатывать для него контент. Бывает, что клиент заказывает только движок, а остальное берет на себя, В этом случае общение происходит следующим образом. Клиент говорит: "Вы нам дайте движок с функционально полной системой его заполнения". И мы, помимо движка, устанавливаем наше программное обеспечение для создания контента. Этот путь оказывается оптимальным, если речь идет о подготовке курсов, находящихся вне области наших знаний.

 

ELW: Из чего обычно состоит курс е-Learning?

 

Р.С.: Обычно курс состоит из объектов трех типов. Первый тип - это статические объекты. Ученик никак не влияет на них и лишь пассивно усваивает информацию. Это может быть текст, графика, звук, видеоматериалы. Объекты второго типа представляют собой различные тесты, предназначенные для проверки усвоения теоретического материала. Наконец, объекты третьего типа - виртуальные лаборатории - эмулируют look`n`fill АРМ или оборудования, давая возможность ученику выполнять практические задания.

 


ELW: Есть ли какие-то знания, которые не имеет смысла преподносить в е-Learning формате?

 

Р.С: Все индивидуально, и трудоемкость даже в сфере ИТ очень разная.

 

Скажем, базовые вещи делаются относительно легко, есть много материала, который можно грамотно переложить в форму е-Learning. В то же время, чем сложнее курс, тем сложнее это сделать.

 

Сложные курсы, рассчитанные на подготовку специалистов высшего уровня, может быть, и не имеет смысла переводить в формат дистанционного обучения, потому что они должны быть курированы, должен быть непосредственный контакт между учеником и учителем.

 


ELW: Что для клиента является наиболее затратной частью, а что - наименее?

 

Р.С. Конечно, контент. Сейчас ИТ-сообщество дошло до следующего лозунга: соотношение стоимости программного продукта к стоимости "железа" такое же, как соотношение стоимости продукта к его упаковке. Люди поняли, что самое дорогое - это программное обеспечение, продукт интеллектуального труда, а "железо" тиражируемо массами.
Та же ситуация сейчас и в е-Learning: в крупном долгосрочном проекте основные инвестиции будут сделаны в развитие и поддержку библиотеки контента. А закупка движка, подключение к системам передачи данных, вложения в технические решения - разовые, и даже в среднесрочной перспективе становятся незначительными по сравнению с теми деньгами, которые будут вложены в контент, его поддержку и актуализацию.
Предположим, вы обучаете свой персонал по технологии, например, IВМ, Sun или НР - не важно. Минимум раз в год линейки меняются. За несколько лет оборудование, продукты, технологии устаревают. Соответственно, минимум раз в год вы должны делать "апдейты", а раз в несколько лет весь контент существенно перерабатывать. Девиз менеджмента сегодня - бизнес и скорость. Выживает тот, кто умеет быстро перестраиваться, а уметь быстро перестраиваться - это уметь быстро переобучать свой персонал.

 


ELW: На Западе часто подсчитывается стоимость человеко-часа разработчика, Проводили ли вы такие исследования?

 

Р.С.: Скорее имеет смысл говорить о суммарной стоимости курса. Даже на Западе, где опыт в этой области существенно больше, чем в России, разброс цифр очень значителен. Когда я общался с представителями западных компаний-разработчиков контента, при ответе на вопрос, сколько стоит в среднем разработка курсов, я получал цифры от 150 до 10 тыс. долларов, Например, однажды я разговаривал со специалистами в области физической патологоанатомии, У них есть система, позволяющая изучать череп, соединять нервные ткани, кровеносные сосуды и т.д. Стоимость курса по этой системе требует колоссальных затрат: одна библиотека, содержащая фотоснимки микронных срезов всех видов тканей человеческого тела (костной, мышечной, нервной, соединительной и т.д.) стоит сотни тысяч долларов. Понятно, что создание курса по работе в MS Word требует гораздо меньших денег. Такой курс и окупится быстрее.

 

Таким образом, назвать точную цифру сложно. Все зависит от сложности и объема курса.

 


ELW: Какова в нашей стране стоимость контракта на разработку системы корпоративного тренинга?

 

Р.С: От десятков до сотен тысяч долларов. Каждый проект реализуют разные люди, под каждый курс специалисты набираются отдельно.

 


ELW: Система e-Learning у вас интегрирована бизнес-приложениями?

 

Р.С.: Да, разумеется. Система REDCLASS может быть интегрирована как с наиболее близкой нам ЕRР-системой SAP R/3 так и с другими системами класса ЕRР, такими, как Oracle Business Suite, Microsoft Navision Axapta и т.д. То, что она написана на Java, позволяет встраивать ее в практически любой корпоративный ландшафт.

 

При этом ЕRР-система используется для управления качеством подготовки персонала в организации. Эта задача по нагрузке является вторичной по сравнению с задачей подготовки, поддержки актуальности и накопления контента.

 

Мы и тут поборемся.

 

 

 

 

версия для печати

За дополнительной информацией обращайтесь:

 

Лукшина Елена Алексеевна,  руководитель группы рекламы

 

15.11.2004

15 ноября - Полный курс администраторов ОС Linux + уникальный бонус - бесплатное практическое занятие по Sun и Cisco!

04.10.2004

Система дистанционного тренинга REDCLASS на выставке Softool-2004 получила диплом "Лучшая система дистанционного обучения"

28.05.2004

СДТ REDCLASS награждена дипломом "Инновационное программное решение"

26.05.2004

REDCENTER стал авторизованным партнером компании NETg

   © REDCENTER. Все права защищены. 2004